Поведенческая экономика: как избежать лишних трат

Поведенческая экономика

Экономисты и психологи сходятся во мнении, что человек не всегда рационален в принятии решений о покупках. При этом одни теряют голову и покушают ненужные вещи, а другие способны придерживаться списка покупок и жить без кредитов. О том, какие факторы влияют на поведение при покупках, в нашем материале далее.

Как утверждают специалисты, люди подвержены не только эмоциональным, но и социальным факторам.

Лишь на первый взгляд есть ощущение, что экономика – это упорядоченный мир цифр, анализа и четких решений. Это работает только в классической экономической модели, когда человек делает выбор на основе точных подсчетов и сухих цифр. Как считают психологи, эмоциональная составляющая оказывает куда больше влияния, чем рациональная модель поведения.

Специалисты подчеркивают, что каждый человек индивидуален в принятии решений, опирается на рациональные доводы и старается быть расчетливым. Но к любому расчету подключаются психологические аспекты.

Ученые выяснили, что логика, здравый смысл, снижение рисков и анализ отодвигаются на второй план при принятии решений. Чаще всего человек исходит не из объективной реальности, а из субъективных ощущений мира, которые сложились у него в голове.

В первую очередь для избегания лишних трат эксперты рекомендуют отказаться от каких-либо мнений со стороны. Кажется, что, чем больше людей, тем выше ответственность, однако на самом деле уровень риска становится ниже. И человек перекладывает ответственность за собственное поведение на другого.

Маркетологи манипулируют сознанием человека, основываясь на поведенческой психологии. Так, выбирая большую тележку в магазине человек подсознательно желает ее заполнить. Товары с самой высокой накруткой обычно расположены на уровне глаз, а прикассовую зону заполняют уймой мелких товаров, которые легко «докинуть» в корзину.

Пестрые этикетки, громкие и шокирующие слоганы на вывесках должны привлечь внимание покупателя и создать иллюзию более низкой цены. Действия рекламщиков тщательно продуманы и приводят покупателей к спонтанным покупкам. Знание маркетинговых уловок поможет перейти на уровень осознанного потребления.

Психологи советуют использовать две техники, которые помогут понять, готовы ли вы к приобретению новой вещи. Нужно представить, что вы уже обладаете этой вещью. Затем представьте, что с ней что-то случилось. Например, новый смартфон разбился. Если вы готовы к этой потере, то покупка оправдана. Второй метод – заранее откладывать определенную сумму на спонтанные покупки. Иногда купленная вещь приносит радость и удовольствие, не сопоставимые с ценой. Специально выделенный резерв позволит сохранить бюджет и не оказаться в финансовой «яме».